Езиды в лицах - история и современность (тексты и фото)



 


Езиды история и современность:



УНИКАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ, СОХРАНИВШАЯ ТРАДИЦИИ

5000 ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ.
Единственная на планете народность, которая героически пронесла через тысячелетия свою исконную традицию- религию – уникальную и очень интересную для всех нас – Езиды. Очевидно, что корни религии Езидов и славян едины. Даже их символ петушок (павлин), который они устанавливают на вершину своих храмов – напоминание о единстве наших традиций. Самое интересное что в их религии нет разделения  божественных сил на злые и добрые, так как было уже в Митраизме и во всех последующих религиях.
Езидизм (Йезидизм) с давних времен вызывал острое любопытство исследователей и путешественников. Это одна из наиболее интересных и уникальных живых религий. Осколок и рудимент далекой древности, чудом сохранившийся в горах Курдистана
Езиды - древнейшие жители Востока. Их исторической колыбелью является Верхняя Месопотамия. История езидов и езидизма, одной из древнейших религий мира, насчитывает свыше пяти тысяч лет. Главная культура религии - Солнце, которое берет свое начало с времен Шумера, Вавилона и Ассирии. Несмотря на то, что езиды являлись монотеистами - последователями единобожия, на протяжении всей своей истории они были гонимы. Их подвергали насильственной ассимиляции и мусульмане, и христиане, заставляя отвергнуться от своей веры.
В результате череды русско-иранских и русско-турецких войн в начале девятнадцатого века часть езидов, проживавших в Ванской, Эрзерумской и Карсской губерниях Турции, оказались в составе Российской Империи. И добровольно приняли подданство России.
Помимо преклонения богу - "Хаде", езиды почитают еще 7 ангелов. Езиды в Солнце видят отражение божьего луча и ему приписывают магическую, всеочищающую силу. Они заявляют, что они народ "Шамса", и он является их ангелом-хранителем.
Вот что воспевают езидские священнослужители, исполняя священный гимн, посвященный Шамсу – Ангелу Света:
Wê kim roj hiltêye
Manga zer dertêye
Şems nûra Xwedêye...
(Ji beyta Şêşims)
Клянусь восходящим солнцем, Восходящим светилом золотистым,
Шамс – светоч Бога! (Бейт о Шешамсе)
Выдержка из книги Д.Пирбари " На Пути к Истине"
В основе этой религии, как и Зороастризма, лежит комплекс древнейших индоиранских представлений.
Езиды не считают свою религию единственной правильной, поэтому миссионирование у них запрещено. Также невозможно стать Езидом не рожденному в езидской семье.
Шех Ади, реформатор Езидизма, реальное историческое лицо- Шараф Ад-Дин-Абу-Л-Фадаил-Ади-Бен-Мусафир-Бен-Исмаил-Бен-Муса-Бен-Марван-Бен-Ал-Хасан-Бен-Марван (Шех Ади) родился между 1073 и 1078 гг. в г Бейт-Фаре, в области Баальбек, в долине Бекаа (сейчас территория Ливана) и скончался в 1162,63 году в Лалеше, будучи уже в преклонном возрасте.
Очень почитается всеми Езидами как святой.
Его имя упоминается в большинстве Езидских религиозных гимнах.
Езиды иногда клянутся именем Шеха Ади.
Его прямой потомок до сих пор восседает на троне в храме Лалеша, имя ему Мир Тахсин Баг.
Шех Ади как нам повествует один из религиозных гимнов Вернулся на родину (Лалеш) просветлённым от Бога.
Шех Ади собрал воедино все Езидские племена (касты). С помощью Шейха Ади Езиды смогли вернуть-отвоевать храм Езидов-Лалеш и восстановить единую централизованную власть которая строго действует и распространяется только на Езидов и по ныне.

Езидов так же называют Солнцепоклонниками и огнепоклонниками

Религиозные воззрения
Поклонение Солнцу и Огню у езидов давало основание многим ученым говорить о близости Зороастризма с Eзидизмом. На самом деле похожих элементов с Зороастризмом довольно много и сходство намного глубже. Детальное изучение источников и устных традиций этих двух религий позволяет говорить о том, что Eзидизм и Зороастризм не только близки, но и несомненно имеют общие истоки. Есть множество общих черт как в догматике двух религий, так и в обрядовой стороне: следы семи основных религиозных празднеств (вместе с Новым годом), существующих в Зороастризме, есть и в Eзидизме. Обряд инициации и отличительный знак в обеих религиозных системах также совпадают: у езидов белая нижняя рубашка с круглым воротом, именуемым в езидизме "Тока Эзид", и плетеный шнур из шерсти, в Зороастризме стахр пайсанха, или судра, и священный пояс авйанхана, или кусти.
Тем не менее, расхожее отождествление езидов с зороастрийцами не выдерживает никакой критики. Кроме прочего, прямо противоречат друг другу фундаментальные основы двух вероучений, поскольку Зороастризм построен на идее извечного антагонизма Добра и Зла (Ормазда и Аримана) и их непримиримой борьбы до победы Ормазда, при чём от адепта требуется последовательное участие в этой борьбе на стороне светлого начала.
Правоверный езид – это человек, верящий в возможность непосредственного приобщения к Всевышнему и посвящающий свою жизнь познанию Бога. Священные гимны говорят, что Господа можно познать посредством ангелов и святых, которые являются проводниками на сложном Пути к Истине.
По верованиям езидов, источником всех истин является Всепроникающий Свет (nûr), который сокрыт в сердце каждого человека. Свет есть источник и основа души человеческой. Поэтому Езид, вставая на заре, направляет свой взор на Восток, чтобы приветствовать сияние, исходящее от первоисточника света и любви, которым является Бог (Xweda).
В езидском вероучении на ряду с преимущественно курдской религией ахл-и Хакк ("люди Истины") явно просматриваются древнейшие культы, корни которых уходят в глубь тысячелетий. Корни Eзидизма очевидно следует искать в так называемой индоиранской религии, которая была выработана общими предками индийцев и иранцев прежде чем они разошлись. Религия йезидов – синкретическое смешение элементов Зороастризма, Манихейства, Иудаизма, несторианского Xристианства и Ислама, а так же различных гностических сект.
Вместе с тем, Езидизм изначально религия строго монотеистическая. Ряд исследователей пишут что богопознание в Eзидизме сложно для понимания, однако для езидов очевидно что Бог Творец мира и что у него есть несколько имен. Кроме того, они полагают, что Бог создал семь ангелов, которые и управляют миром. В зороастризме во главе с Ахура-Маздой они именуются Амеша-Спента, в езидизме их возглавляет Малаки Тавус ("Ангел/Царь Павлин"). Езидизм как религия отрицает любое зло со стороны Всевышнего и им созданных Архангелов. Все чувства так как и добро и зло идёт от человека.

С образом Малаки Тавуса связаны наиболее противоречивые сведения. Мусульмане традиционно считают езидов "дьяволопоклонниками" только на основе того, что они почитают Малаки Тауса. Неосведомленные авторы издавна называли его "олицетворением зла", а езидов считали в этой связи "поклонниками дьявола". Подобное утверждение - плод глубокого заблуждения, не имеющего ничего общего с представлениями самих езидов об этом архангеле.
Истинная сущность Малаки-Тавуса очень комплексна, сложна и зачастую противоречива. По мнению езидов, Бог изначально сотворил мир прекрасным, после чего Малаки Тавус предстал перед Богом и сказал, что невозможен свет без тьмы, день без ночи, и заставил ночь сменять день. "Немилость" Бога к Малаки Тавусу объясняется по-разному и имеет несколько истолкований. По одной версии он отошел от Бога из гордости, не желая поклониться созданному человеку. По основной версии неповиновение Малаки Тауса объясняется его особой преданностью Богу как своему Создателю. Согласно езидским представлениям, он отказался поклониться Адаму поскольку его Творцом является Господь, и он поклоняется только Ему и никому больше


ОРМУЗД – ПАВЛИН
Ормузд — единое божество, персы представляют себе его в семи ипостасях, Амеша Спентах. Самое частое представление — в виде птицы.
В виде птицы, Тавуси Маляк-Ангел Павлин, Царь Павлин, Небесный Павлин так это название в других мифология.
В езидизме очень многое пересекается с Зороастризмом.
·        Поклонению огню, воде и небесным светилом.
          В Езидизме тоже самое.
·        Каждая душа должна будет пройти по Мосту отбора (Мосту решения), ведущему на небеса (в Дом песен). Те, кто упадут с моста, ввергаются в ад.
          Почти тоже самое и в Езидизме.
·        В отличие от ислама и христианства, зороастризм не является прозелитической религией и не ставит перед собой задачу обращения новых приверженцев.

          Так же как и в Езидизме
Схожее самоназвание Тауси Малака существовало и до самого Шеха Ади и даже в виде павлина.
Тавус Маляк связан с солнечным началом.
В Иране метафорическое название Солнца – T?vus-e Falak (Небесный Павлин)
В Древнем Египте павлин считался символом Гелиополиса – города, в котором находился храм солнца.
В Древней Греции павлин – символ Солнца.
В исламе хвост павлина олицетворял либо универсум, либо полную Луну или Солнце в зените.
Рисунок раскрытого хвоста павлина воспринимается в Индийской мифологии как картина звездного неба.
В катакомбах первых христиан павлин был одним из основных религиозных символов, а также он символизирует святых, поскольку форма его открытого хвоста напоминает нимб. В раннем христианстве изображение павлина было окрашено солнечным символизмом и воспринималось как символ бессмертия и красоты нетленной души.
Довольно часто павлин представлялся на изображениях грота в Вифлееме, где родился Христос: два павлина, которые пьют из одной чаши, указывают на духовное возрождение.
Павлин является одним из непременных атрибутов в индуизме, например, выступает в роли богини мудрости, поэзии и музыки Сарасвати.



Изображение главного езидского божества в виде павлина, скорее всего, следует объяснять суфийским влиянием. Как было отмечено, в суфийской идеологии эта птица символизирует мудрость и величие. И тем не менее, система религиозных верований в павлина, хотя и величественного, но проклятого богом и имеющего непосредственную связь с сатаной существа особенно в мусульманском окружении создала предпосылки для того, чтобы считать езидского Малак-Тавуса воплощениям дьявола. Здесь, фактически, произошло слияние (контаминация) образов падшего ангела и павлина и создание нового образа падшего павлина-дьяволa. Следует также отметить, что отдельные элементы поклонения павлину, которые возникли скорее всего на Индийском полуострове, с далеких исторических времен были широко распространены также среди народов Ближнего и Среднего Востока, что нашло отражение в их верованиях, памятниках духовной и материальной культуры.
Малаки Тавус в системе культовых (обрядовых) предметов изображается как петух, вознесшийся на башню. Подобные медные статуэтки хранятся в Лалеше и каждый год давалы (один из младших чинов езидского духовенства) носят их по районам, населенным езидами. С помощью этого ритуала собираются пожертвования верующих в пользу духовного центра. Эти статуэтки называются Санджаки и хранятся в строжайшей тайне от представителей других религий.


Езиды
Езидская община Армении начала формироваться еще в 1877-1878 гг., во время русско-турецкой войны. Тысячи езидов мигрировали в Восточную Армению и обосновались в провинции Карс, в районах Сурмалу, Апарана, Талина, Эчмиадзина, Армавира и Аштарака.
Вторая особо сильная миграция произошла во время первой мировой войны и особенно во время армянского геноцида. Езиды покинули провинции Карс, Сурмалу и Ван и вновь нашли пристанище в районах Апарана, Талина, Армавира, Эчмиадзина, Масиса, Арарата, Арташата, Аштарака.
Одной из особенностей общины является то, что она разделена на разные, так называемые роды, каждый из которых получил свое название от своего исторического предка.
Религия
Начнем с того, что Езиды – это древняя нация арийского происхождения. Они поклоняются солнцу. /зороастризм/. Личностным поклонением обладает Шарфадин. Сам Шарфадин – это историческая личность, чей мавзолей находиться в Синджаре. Духовным и мирским наставником езидов является Мир (Мирешеха). Его резиденция находится в современном Иране. Езиды – монотейсты. В их патеоне есть многочисленные пророки и ангелы. Однако Верховным Пророком является Шейх Адин в обличии величественного и богоугодного старца. Верховным ангелом или архангелом является Малаке Таусин (ангел-павлин), который вместе с Шейхом Адином и Султаном Езди составляет Святую Троицу. Сам же Бог Езидов называется Худе. Это существо, созданное космосом и наделенное бесконечной сверхествественной силой. В 12 веке, категорически опровергнув идею отречения от своей религии, Езиды, как и армяне, негласно подвергались мучениям и гонениям. Они, также как и Армяне, разошлись по всему свету - в Иран, Индию, Ирак, Сирию, Турцию, Афганистан и т. д.
Количество
Езиды в Армении являются самым многочисленным национальным меньшинством. Согласно данным переписи населения 1989 г. их количество достигало 51 900 человек. Несомненно, в последние годы наблюдается миграция езидов в старны СНГ и Европы, что обусловленно тяжелым социально-экономическим положением Республики Армения.
Места компактного проживания.
Было уже отмечено, что езидская община проживает преимущественно в селах регионов Арагацотн, Армавир, Арарат, Ширак, кроме того – в городах Ереван, Гюмри, Ванадзор, Абовян, Дилиджан и Ташир.
Родина езидов находится на севере Ирака – на территории, расположенной между горами Сингара.
Основная деятельность
Езиды в основном занимаются скотоводством (в основном – овцеводством), садоводством и земледелием. Среди Езидов, проживающих в городах есть рабочие и служащие, представители научной, технической и гуманитарной интеллигенции.
Особенности культуры
Основу культуры Езидов составляют обычаи, поверья, пословицы, религиозные обряды. Особое значение имеет устное народное творчество, песни, танцы. Езиды свято хранят их.
Сохранению культурных ценностей способствуют национальная школа, письменность и литература, средства массовой информации, и особенно ежедневная радиопередача на езидском языке.
Алфавит
Серьезные исследования позволяют судить о том, что в исторические времена у езидов была собственная письменность и литература. Однако в течение веков письменность была утрачена по самым разным причинам. Чешский исследователь Г. Лукетка в своей книге "Развитие письменности" говорит в том числе и об историческом езидском алфавите, состоящем из 33 букв. Сегодня Езиды пользуются русскими и латинскими буквами.
Музыка
Музыка Езидов имеет самобытные, присущие только ей мелодии, основанные на особом повышении и понижении тональности. Особо следует отметить баллады, повествующие о подвигах национальных героев, свадебные песни, бытовые и трудовые песни, в которых отражена душа и мудрость езидского народа.
Прикладное искусство
Прикладное искусство Езидов полностью срослось с образом жизни, бытом и трудом. Самые разные ковры, карпеты и рукодельные ткани имеют не только прикладную, но эстетическую функции. Езиды – большие мастера в области рукоделия. Узоры карпетов, ковров, гамашей имеют ярко выраженный национальный колорит.Тоже самое можно сказать и о национальной одежде и украшениях: серебряных поясах – камарах, особых головных уборах, украшенных монетами и т. д. Езиды очень уважительно и преданно относятся к своему национальному костюму - таразу. И в наши дни в селах можно встретить пожилых людей, одетых в национальный тараз.
Бережное отношение к своей культуре является одной из характерных черт национального самосознания Езидов.
Национальные праздники
Одним из самых значительных национальных праздников – "Рожие Езди" –отмечается в декабре. Начинается с трехдневного поста, а на четвертый день начинаются празднование. Каким-то образом этот праздник похож на армянский Новый год.
Следует отметить праздник "Рожие хрднави", отмечаемый в марте-апреле – праздник весны и пробуждения природы.
Каждый праздник связан с важными событиями года.
Обычаи и обряды.
Все обычаи и обряды езидской общины, будь то крещение, обручение, свадьба, похороны и т. д. выполняются духовными лицами.Особенности этих обрядов связаны с внутренним разделением общины.
Существует следующее социальное разделение внутри езидской общины: Шейхи, Фиры, Мриды. В свою очередь шейхи делятся на три различные касты: шейхе Шехубакр, Шейхе Шамса и Шейхе Шихсна. Шейхи этих трех каст не вступают в брак с представителями других каст. Каждый шейх имеет право жениться только на девушке из своей касты.
Фири также делятся на три основные касты: фири Хазмамана, фири Исебия, фири Омархала. Они также вступают в брак только в пределах своей касты.
Мриды также не вступают в брак с представителями шейхов или фиридов. Одним словом, кастовая обособленность сохраняется строжайшим образом и накладывает отпечаток на обряды и обычаи Езидов.
СМИ на езидском языке
Армянское национальное радио передает в эфир ежедневно 30-ти минутную передачу для Езидов на езидском языке.
Издается газета "Ездинери Дзайн" (Голос Езидов) – официальный орган Национального союза Езидов.
Организации
Наиболее известны Национальный союз Езидов и общественно-политическая партия "Езидхана".
Деятельность НСЕ имеет в основном культурно-просветительскую направленность.
"Езидхана" – единственная в мире политическая партия Езидов, которая осуществляет деятельность, направленную на сохранение национальной самобытности, сплочения Езидов. Партия стремится сохранить моральный и духовный облик Езидского народа и его политическую сплоченность. Лозунг партии "Езидхана" - "Демократическая и свободная Армения" - главный гарант достойной и безопасной жизни Езидов, проживающих в Армении.
Партия верна демократичеким принципам, идеалам и ценностям. Имеет программу и устав, по которым и осуществляет свою деятельность.
Все действия партии "Езидхана" направлены на воспитание и сохранение любви и преданности заветам предков, защите гражданских и политических прав Езидов. Огромное значение партия "Езидхана" придает образованию, особенно национальной школе. Продуктивность процесса обучения во многом зависит и от количества и качества учебников на национальном языке, а также от отношений учителей и учеников, построенных на взаимном уважении и любви.
Партией разработаны также перспективные планы, направленные на сохранение и развитие национальной культуры и традиций. Особенно это касается устного народного творчества, жанра сказки, пословиц и поговорок, в которых отражена вековая мудрость народа, его национальная самобытность.
"Езидхана" сотрудничает о всеми организациями, которые защищают конституционные права и свободы национальных меньшинств.
Список литературы
Сиабанд Бакоян. Езиды.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.jamali.ru/